С 1-го сентября 2022 года в колледже внедряется наставничество в среде педагогов и студентов. Основные формы: педагог-педагог, работодатель-группа студентов, студент-студент. Отбор наставников и наставляемых был организован на добровольной основе, т.к. запустить процесс адаптации и саморазвития можно только по собственному желанию, и желание работать должно быть обоюдным. Кроме того, наставник должен понимать, на что ему направить усилия, как это делать, как выстроить отношения с наставляемым.
Для этого была составлена программа обучения наставников и приглашен Кирсанов Александр Дмитриевич – заместитель операционного директора по оптимизации бизнес – процессов АО «ПП «Русский хлеб». Александр Дмитриевич имеет большой опыт в организации наставничества на своем предприятии, где выстроена четкая система подбора и обучения кадров.
Не первый год он ведет небольшую по объему, но важную учебную дисциплину «Универсальные компетенции в профессиональной деятельности», и в текущем году является наставником студентов по специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», закладывая, таким образом, первые гибкие компетенции в основание профессионального мастерства будущих специалистов.
В четверг, 10 ноября, состоялось 2-ое учебное занятие с наставниками. Основная цель занятия: установить компетенции, которые педагог-наставник будет развивать у наставляемого – начинающего педагога в рамках реализации программы наставничества, какие показатели будут служить критериями оценки сформированности этих компетенций.
Методом отбора наибольшее количество баллов получили компетенции: стремление к саморазвитию, ориентация на результат, анализ проблем и принятие решений, надежность.
Активная работа в группах дала возможность не только сформулировать показатели этих компетенций, но и лучше разобраться, как проявляется в делах и отношениях каждый уровень компетенции от новичка до наставника.
Например, для компетенции: Стремление к саморазвитию
3 |
Активно делится опытом работы, является экспертом в профессиональной деятельности. Является наставником. |
2 |
Владеет информацией, проявляет техническую экспертизу в вопросах профессиональной деятельности, активно делится с коллегами и сотрудниками своими знаниями, умениями, навыками, оказывает при необходимости профессиональную помощь. |
1 |
Слабо владеет информацией, но пытается восполнить пробелы. Допускает ошибки в профессиональной деятельности, но пытается их исправить, перенять навыки более опытных коллег, просит помощи в сложных ситуациях. |
0 |
Не владеет информацией и не считает это нужным. Считает, что его знаний и умений достаточно. Свысока относится ко всем нововведениям и людям, которые их продвигают. |
По ходу занятия у наставников возникали вопросы и высказывались мнения. Для оптимизации работы было предложено и разобрано несколько интерактивных методик: star, 6 шляп, 4 языка-4 уха и другие.
Подводя итоги занятия, на вопрос «Что я чувствую?» ответы были: я доволен, мне понравилось. На вопрос «Что я думаю?» - ответили: мне это пригодится в работе и в личной жизни. «Что я понимаю?»: понимаю, что дальше нужно развиваться в этом направлении. Поэтому был предложен ряд тем для изучения, и это получило одобрение и поддержку:
1. Темперамент
2. Психотипы и радикалы человека
3. Мотивация
4. Эмоциональный интеллект
5. Осознанность и саморефлексия
Наверно, эти темы заинтересуют не только наставников.
Куратор наставничества, методист Мананникова Е.В.